Неофициальный отчет о Клезфесте 2004 года (текущая версия от 03.09.2004 г.).
Необходимое примечание: отчет неофициальный, содержит преимущественно наши личные впечатления и не претендует на полноту и объективность. За более подробной информацией о Клезфесте вообще и о Клезфесте-2004 рекомендуем сходить на сайт "Все для клезмеров".
20 августа мы вернулись с семинара "Клезфест-2004", проведя почти неделю в Пуще-Водице, под Киевом, в окружении замечательных людей и звуков. Первый звук - это журчание родника (это реальная запись именно этого родника!), расположенного рядом с местом проведения семинара, что показалось нам весьма символичным. Родники бывают разные. Бывают дикие, расположенные в труднодоступных местах, бывают (к сожалению) захламленные всяким мусором, бывают каптированные, заключенные в трубы - и все равно все это родники, и все они являются источниками жизни. Клезфестовский родник находился в образцовом порядке, и вода его, вырывавшаяся из глубины земли, не разбрызгивалась бесцельно в стороны, а текла по стальной трубе в нужном направлении. Совершенно так же стихия древнего народного творчества на семинаре была уложена в рамки четкого и очень плотного графика занятий - и при этом живая вода музыки не утрачивала своего вкуса. На этом мы покончим с метафорами и перейдем к впечатлениям более конкретным.
Переходя от звуков родника к музыкальным, тем самым, ради которых, собственно, и проводилось это
замечательное мероприятие, мы сразу должны признаться, что совершенно не представляем, каким образом можно хотя
бы приблизительно передать его звуковую атмосферу. Несмотря на то, что диктофоны участников были включены почти
непрерывно, а организаторы фестиваля располагают и гораздо более совершенными в техническом отношении записями
некоторых концертов (первые записи с гала-концерта Клезфеста-2004 уже выложены на его официальном сайте, и их
можно послушать здесь) - все равно
очень многое осталось за кадром. Поэтому мы хотя и выложим здесь некоторые сделанные нами по ходу семинара
записи, постараемся кратко сформулировать наши основные впечатления.
Первое, что мы заметили после буквально первых же звуков - необычайно высокий профессиональный уровень
музыкантов (после многократных посещений рок-фестивалей особенно бросающийся в глаза... простите, в уши!), как
преподавателей, так и участников семинара.
Второе - мы убедились в том, что музыка "ФолкЛенд", а конкретнее - наша еврейская программа, имеет еще более
отдаленное отношение к клезмерской традиции, чем мы предполагали (поскольку с последней в основном были знакомы
по нотным сборникам, теоретическим работам и в гораздо меньшей степени - по аудиозаписям).
Третье - так называемая "одесская песня", несмотря на ярко выраженный еврейский элемент в истории и
современности Одессы, также имеет довольно мало общего с клезмерской музыкой (исключая разве что некоторые
ладовые особенности). С чем это связано - пока нам еще неясно. Особенно велики различия в гармонизации, фактуре
аккомпанемента, ритмическом ощущении - все это в данном жанре гораздо ближе к европейской профессиональной
музыке, с одной стороны. с другой - подверглось сильному влиянию джазовой традиции (опять-таки предстоит
выяснить, только ли под влиянием Утесова, или он акцентировал уже бытовавшую традицию).
По мере того, как наши впечатления будут оформляться и систематизироваться (равным образом как и
наши фото- и аудиоматериалы, привезенные с Клезфеста), будет развиваться и эта страница. Теперь позвольте перейти от чисто слуховых впечатлений к человеческим.
К сожалению, перечислить всех людей Клезфеста мы не можем, да и не видим смысла дублировать официальный
сайт, в связи с чем заранее приносим свои извинения тем, кого мы не упомянули на этой странице. Клезфест многолик,
поэтому, отдавая должное всем его организаторам и участникам, мы позволим себе остановится на тех людях, кто, по
нашему субъективному мнению, определял его лицо, повернутое к нам. Это прежде всего Ефим Черный и Наталья Касянчик. Эти два человека, на наш взгляд, не
только щедро делились с нами своими знаниями и умением, не только во многом определяли звуковой образ фестиваля,
как музыканты, но определяли и эмоциональный настрой фестиваля, наполняя его добротой и теплотой. Алексей Розов - прекрасный скрипач, но у нас его образ
ассоциируется с другим инструментом, которым он также прекрасно владеет - с контрабасом. Так же как контрабас
создает основу для музицирования, зачастую незаметно для непрофессионала выполняя свою работу в оркестре, он
появлялся везде, где требовалась надежная основа, аккомпанируя солистам, участвуя в многочисленных
импровизированных ансамблях, помогая звукорежиссерам. И хотя формально Алексей Розов не принадлежал к числу
преподавателей Клезфеста-2004, мы благодарны ему за те уроки, которые он нам дал без единого слова, только своей
игрой, и как скрипач, и как контрабасист.
А разве можно забыть Сюзанну Гергус и Аллу Данциг (фортепиано), подхватывавших на лету любую мелодию и помогавших реализовывать любые проекты участников Клезфеста?
И как отделить впечатления, полученные от личного общения с участниками, от впечатлений от их творчества? Каждый вносил свое в общее звучание ( и музыкальное, и человеческое), и эта общая клезфестовская гармония до сих пор звучит в нас. И индивидуальное звучание инструмента или голоса было продолжением человеческой индивидуальности каждого. Скрипачи Марк Ковнацкий, Юрий Шильман, Алина Лерман, Наталья Негруца, вокалисты Евгения Лопатник, Алина Ивах, Евгения Славина, Анна Смирнитская, Аркадий Гендлер, Тимур Фишель, Михаил Альтшуллер, кларнетисты Александр Данилов, Геннадий Фомин, аккордеонисты Юрий Хаинсон, Сергей Топор, домристка Ирина Сахно, контрабасист Артем Коленчук, перкуссионисты Орхан Агабеков, Константин Бушинский - мы еще раз просим прощения у всех неупомянутых здесь, так как мир Клезфеста оказался огромен, и за один раз просто невозможно было познакомиться с каждым участником и его творчеством.
И мы с огромным удовольствием и благодарностью вспоминаем как Татьяну Юдину из Ташкента, познакомившую нас с историей и музыкой бухарских евреев (а это совершенно особая страница еврейской музыки, непохожая на другие), так и Марину Михайлец из Риги, на не менее интересную, не сомневаемся в этом, лекцию которой, посвященную музыкантам-евреям Латвии, мы не смогли пойти (о чем до сих пор жалеем), будучи заняты решением технических проблем нашего выступления на концерте-знакомстве. И та же Марина Михайлец с истинно прибалтийской невозмутимостью успокаивала нас в первые дни, пока мы еще не встроились в ритм Клезфеста - и за это мы ей тоже благодарны.
Нельзя не упомянуть и наших соседей из города Первомайска (в масштабах географии Клезфеста - от Канады и США до Узбекистана - это вообще практически через дорогу!) - Аллу Лискевич и Ольгу Чоловскую. Огромное спасибо звукорежиссеру большинства клезфестовских мероприятий Максиму Осину - его помощь была особенно ценна для нас, как для единственного полуэлектрического (бас-гитара) проекта на концерте-знакомстве. И, конечно, отдельного разговора заслуживает замечательный дуэт из Одессы - вокалистка Таисия Зборовская и пианистка Алла Розен ( в дальнейшем мы планируем уделить ему особое внимание на нашем сайте).
Что особенно примечательно в клезфестовской атмосфере - это объединение (точнее, даже,единение) на почве любви к клезмерской музыке музыкантов самых различных направлений - и джазменов (Екатерина Черноусова, Москва), и рокеров, и бардов (Тимур Фишель, Таллинн) и представителей академического авангарда (Анна Староверова, Москва)(следует заметить, что участники Клезфеста - люди чрезвычайно разносторонние, и большинство их нельзя описать как представителей какого-либо одного музыкального направления. Bногда все же ведущую сферу музыкальных интересов удается определить). Впрочем, так же едины в своем интересе были и музыканты, актеры, художники, музыковеды и представители самых различных "в миру" профессий. (Излишне говорить, что интерес к клезмерской традиции объединил и представителей различных национальностей). И это ощущение единства (увы, не знаем, как передать его средствами WEB-технологий - разве что участники Клезфеста своими записями в гостевой помогут!) - это тоже одна из ценностей Клезфеста.
Кстати, не можем не написать, с какой радостью и удивлением мы обнаружили среди участников прошлогоднего Клезфеста киевлянку (а ныне пражанку) Катерину Кольцову, с которой мы познакомились еще в Донецке на Червоной Руте 1993 года, и чей голос поразил нас еще тогда. Приятно было узнать, что она продолжает успешно работать. Так что Клезфест объединяет людей не только в пространстве, но и во времени.
Следует сказать о тех, кому мы уделили наименьшее внимание - тем людям, без которых Клезфеста просто не было бы. Это прежде всего его организаторы - Яна и Борис Яновер, а также замечательные музыканты Мерлин Шеперд, Полина Ачкинази-Шеперд и Адриана Купер. То, что мы уделяем им столь мало места на этой странице, объясняется не нашей неблагодарностью или недооценкой их роли (переоценить ее просто невозможно), а тем, что мы хотели бы больше внимания уделить тем сторонам Клезфеста, которые меньше освещены на официальном сайте.
А теперь, чтобы дать посетителям страницы возможность отвлечься после изобилия текста - немного звуков (поскольку фотографии с фестиваля пока не готовы). Прежде всего приносим извинения за низкое качество - это диктофонные записи. Но нам кажется, что они не менее интересны, чем несравненно более качественные записи гала-концерта, поскольку передают неформальную атмосферу, истинный дух Клезфеста.
И первая запись, которую мы выкладываем - это, простите, запись нашего импровизированного дуэта (такой себе облегченный вариант "ФолкЛенд" - (скрипка + бас-гитара), сделанная на концерте-знакомстве. Безусловно, это не лучшее выступление на Клезфесте-2004, да и вообще не лучшее наше выступление, но начинаем мы с него по трем причинам - во-первых, все-таки это наш сайт, и основная масса наших посетителей - это (как мы надеемся) люди, интересующиеся тем, что мы делаем, во-вторых, организаторы Клезфеста располагают гораздо более качественными записями выступления многих других проектов и обещают их выложить на своем сайте, в-третьих, те же организаторы любезно снабдили всех участников текстом документа, именуемого "Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций". Поскольку разрешения на публикацию записей других исполнителей мы не получали, а нарушителей конвенции в Одессе не любят (это известно еще по Ильфу и Петрову!), мы и начинаем
с себя.
Также позволим себе предложить вашему вниманию еще одну запись - это выступление на концерте-знакомстве нашего друга, кишиневского аккордеониста Сергея Топора.
3 сентября. Сегодня мы, наконец, получили долгожданное разрешение и с огромным удовольствием разместили на странице еще одну запись с концерта-знакомства - это выступление Анны Смирнитской.
02 января 2005 года.
Одним из последствий нашего посещения Клезфеста явилось расширение инструментального состава "ФолкЛенд". Музыка Натальи Касянчик и Ирины Сахно произвела на нас такое впечатление, что мы не смогли отказать себе в удовольствии ввести в состав нашей группы домру. Премьера обновленного таким образом еврейского проекта "ФолкЛенд" прошла (на наш взгляд, успешно) в Центре культуры Одесского национального университета 04 декабря 2004 года. Что у нас получилось - мы попробуем продемонстрировать позже, когда появится возможность выложить на сайт соответствующие видео- и аудиофрагменты. А пока можете полюбопытствовать, как мы смотримся в новом виде.
11 января 2005 года.
А вот теперь можно и послушать, как мы звучим с домрой (композиция на тему хасидла; не судите строго, так как исполнялась впервые, а записывалась диктофоном из зала на том же концерте. Несмотря на это, разобрать все же кое-что можно!)
Как всегда, если вы не принадлежите к числу обладателей выделенной линии, рекомендуем сначала закачать этот фрагмент к себе на жесткий диск, а затем слушать - все-таки полтора мегабайта.
И еще одно мы хотели бы сказать. Дорогие участники Клезфеста! Эта страница - это не только страница "ФолкЛенд". Это и ваша страница. Мы были бы очень рады, если бы вы приняли активное участие в ее жизни.
Возможно, вы не успели сказать друг другу в рамках фестиваля все, что хотели.
Возможно, у вас есть какие-либо интересные материалы по теме, с которыми вы хотели бы всех ознакомить.
Возможно, вы просто хотите продолжить в виртуальной реальности общение, начатое в реальности - по крайней мере, до следующего Клезфеста.
Любые ваши предложения будут приняты с интересом и благодарностью. Пишите нам - по e-mail или в гостевую книгу. В перспективе возможно создание отдельной гостевой (именно по теме Клезфеста), если, конечно, это покажется вам интересным и необходимым. Возможен и ряд других проектов. Ждем ваших предложений.
Продолжение следует...