Отчет о Клезфесте 2005 года в Киеве (текущая версия от 02.09.2005 г.).

Прошло уже несколько дней после завершения Клезфеста-2005 и нашего возвращения домой, однако в наших ушах до сих пор звучат мелодии, которые мы слышали и играли в Киеве, а на улице во встречных прохожих мы "узнаём" наших преподавателей и участников семинара. Очень хочется рассказать не просто о Клезфесте-2005 (что, наверное, лучше всего сделано на его родном сайте "Клезмер Виг" ), но о Клезфесте таком, каким его увидели и запомнили мы, одесские участники. На сей раз мы сможем не только рассказать о Клезфесте, но и показать некоторые его эпизоды (благодарить за что следует нашего аккордеониста Сергея Криворучко, не расстававшегося со своим фотоаппаратом).

Второй раз мы побывали на Клезфесте. И увеличившаяся численность нашей делегации, и приобретенный в прошлом году опыт способствовали тому, что мы увидели, услышали, почувствовали значительно больше. И это большее количество впечатлений неизбежно требует для своего изложения некоторой систематизации и последовательного изложения, к которому мы и переходим, принося необходимые извинения как организаторам за неизбежные в столь кратком отчете упущенные детали, так и тем посетителям нашего сайта, которым, наоборот, эта часть покажется скучной и чрезмерно подробной (в этом случае можем порекомендовать перейти сразу к фоторепортажу).

Первое, на что мы с радостью обратили внимание - Клезфест не просто жив, но он растет и развивается! Не будем анализировать количественный аспект этого роста, предоставив желающим сравнивать число участников, стран, которые эти участники представляли, количество мероприятий и т.д. и т.п. Вполне может быть, что по этим параметрам особого изменения и не произошло. Главное в другом - в росте качественном. Это было заметно уже в первый день, на концерте-знакомстве. Спецификой концерта-знакомства является то, что никому заранее неизвестно, что будут исполнять участники и в каком составе. Кроме того, он проходит вечером первого дня, и время для репетиций имеется самое минимальное. Несмотря на все это, концерт-знакомство в этом году поразил нас своей цельностью, выстроенностью программы (создавалось полное впечатление хорошо срежиссированного и отрепетированного концерта), а также уровнем - не было "проходных" номеров, которые слушаешь только из вежливости, практически каждый участник показал что-то интересное для других (хотелось бы верить, что мы не составили исключения). Также очень приятным было то, что практически все учебные группы смогли показать подготовленные ими в процессе обучения пьесы на гала-концерте (в связи с чем хотелось бы еще раз выразить благодарность преподавателям (и особенно Мерилин Лернер - преподавателю нашей учебной группы) за то, что они подобрали в качестве учебного материала столь красивые и интересные темы). Более глубоко освещены были музыкально-теоретические вопросы - благодаря замечательным лекциям Джошуа Горовица нам стали понятнее особенности гармонизации и исполнительской трактовки, которых требовал от нас Мерлин Шеперд на оркестровых репетициях (любой музыкант знает по своему опыту, насколько легче учиться или выполнять поставленную творческую задачу, если, во-первых, нравится музыкальный материал, во-вторых, понятно то, что и почему ты делаешь. В этом отношении учебная практика на Клезфесте может служить образцом).

Значительно разнообразнее в этом году был оркестровый состав. В отличие от клезфестовского оркестра образца 2004 года, в котором количественно преобладали кларнеты и скрипки (а по звучанию кларнеты, увы, преобладали над скрипками), в этом году состав оркестра был гораздо более сбалансирован и разнообразен - появились две трубы, несколько флейт (поперечных и продольных), увеличилось количество аккордеонов ( к которым прибавились несколько пианистов с мелодиками, образуя плавный переход от группы аккордеонов к деревянным духовым), более мощным стало звучание струнных щипковых инструментов (домры, гитары и мандолина) и ритм-секции (фортепиано, контрабас, бас-гитара, цимбалы и два перкуссиониста). Появились и совсем экзотические для наших мест инструменты, например, бандонеон Helen'ы Ruegg (Германия) - звучание его знакомо многим по творчеству А. Пиацциолы, а вот увидеть его и послушать вблизи нам довелось впервые).

Такое разнообразие звучания оркестра пришлось как нельзя более кстати, учитывая то, что тема нынешнего фестиваля была связана с музыкальным спектаклем - Клезфест-2005 был посвящен музыке Пуримшпиля. Те, кто знают, что это такое, могут пропустить следующий абзац, а для незнающих попробую объяснить кратко (и да простят меня специалисты за некоторую вольность формулировок и смелость аналогий). Пуримшпиль - это традиционный еврейский спектакль, несколько напоминающий украинский вертеп или средневековые мистерии, но, в отличии от них, строящийся на одном из ветхозаветных сюжетов. Этим же событиям посвящен праздник Пурим (отсюда и название спектакля), а сам сюжет вполне современно звучащий, несмотря на древность. Если кратко изложить ее языком политической журналистики, то получится примерно следующее - это история о том, как благодаря умелому лоббированию удалось разрушить интригу антисемитского лобби и предотвратить акт геноцида (тем, кто заинтересуется подробностями, рекомендую обратиться к первоисточнику). Несмотря на постоянство основного сюжета, Пуримшпили допускают значительное текстовое, постановочное и музыкальное разнообразие, поскольку каждый спектакль пишется заново (или, по крайней мере, значительно варьируется по сравнению с прошлогодним), что дает широкое поле для приложения творческой фантазии участников действа. По крайней мере мы (полагаю, что и все участники семинара) получили большое удовольствие от работы над этим спектаклем, и надеемся, что зрители, видевшие и слышавшие его, также получили заряд положительных эмоций. Режиссером Пуримшпиля, поставленного на Клезфесте-2005, была Алина Ивах, автором текста - Евгения Лопатник, музыки - Полина Шеперд.

Приятным сюрпризом было появление на семинаре танцевальных занятий под руководством Andreas'а Schmitge'а (Германия) - помимо того, что эти занятия были красивы и интересны сами по себе, для музыкантов-инструменталистов крайне важна была возможность наглядно увидеть, каким движениям танцоров соответствует исполняемая ими музыка (а во многих случаях особенности трактовки исполняемого произведения обусловливаются именно этим. В частности, различие темпа молдавской и еврейской хоры связано, как нам представляется, в первую очередь с различной хореографией соответствующих танцев). Ну и немаловажным было то обстоятельство, что танцы были прекрасным отдыхом после целого дня музыкальных занятий, а также возможностью для личного общения, времени для которого на Клезфестах всегда не хватает.

Полагалось бы отметить значительно возросший уровень организации фестиваля, но, боюсь, это невозможно, поскольку организация Клезфеста и так доведена до совершенства и, честно говоря, с трудом представляется, что в ней можно что-то усовершенствовать. Как люди, сами причастные к проведению нескольких фестивалей, можем оценить ту гигантскую и внешне незаметную работу, которую необходимо проделать для того, чтобы почти сто человек (преподаватели и участники семинара) в течение шести дней могли не тратить свое время на решение бытовых, транспортных, бюрократических и т.п. вопросов, а полностью отдаться учебной и творческой работе и общению. Благодарим за это главных организаторов Клезфеста - Яну и Бориса Яновер, а также администратора Наталью Чванову и секретаря Антонину Саркисову. Также хотелось бы поблагодарить переводчиков, благодаря которым каждый мог понять англоязычных преподавателей и задать им интересующий его вопрос - к сожалению, имена их, кроме Ирины Вайнкрут, остались для нас неизвестными.

Даже в самом кратком отчете невозможно не упомянуть и о "детях Клезфеста" - детях и внуках участников и преподавателей. Оставаясь детьми (о чем свидетельствовало хотя бы необычайное количество котят различного возраста и окраса, собранных ими, кажется, чуть ли не со всей Пущи-Водицы), они также, как и взрослые, учились и выступали на всех мероприятиях - от концерта-знакомства до гала-концерта. И том, что сверхмощная энергия детства оказалась направлена в конструктивное русло, основная заслуга принадлежит, бесспорно, Диане Гергус.

Все выступления как уже знакомых нам, так и новых участников Клезфеста, были интересны и вносили свои краски в общее разнообразие фестиваля. К сожалению, передать это обилие впечатлений в рамках этого отчета по понятным причинам невозможно. А очень хочется упомянуть хоть одним словом по крайней мере новых участников, о которых мы не писали в прошлогоднем отчете - великолепных инструменталистов из Симферополя, трубача Дмитрия Кучмия и аккордеониста Валентина Циммермана (совместно с уже знакомым нам Александром Перельманом они подарили нам свое выступление на день рождения - это был один из лучших подарков, которые мы получали в своей жизни!). А как не написать о Татьяне и Александре Годыш из Рыбницы, и об их внуке Романе, дебютировавшем в этом году на Клезфесте (через несколько лет можно будет проводить cоциально-психологическое исследование, посвященное влиянию Клезфеста на развитие способностей и формирование личности детей, побывавших и выступавших на нем. Нам кажется, что такой опыт не может пройти бесследно!), о перкуссионисте питерской этногруппы "Добраночь" Евгении Лизине, в руках которого волшебным образом начинают звучать все музыкальные инструменты, даже те, на которых он не играет, и просто любые предметы, о гитаристе из Витебска Михаиле Рубине (использовавшего гитару не как аккомпанирующий (что чаще встречается на Клезфесте), а как полноценный мелодический инструмент. К сожалению, нам показалось, что использование адаптеризованной акустической гитары несколько обедняло звучание пьес, рассчитанных, очевидно, на электрогитару с соответствующей обработкой звука. Надеемся, что мы еще встретимся с этим интересным музыкантом и услышим его композиции в полном звучании!), о Вячеславе Березнякове (Херсон), обладателе голоса, словно сошедшего с граммофонной пластинки начала ХХ века... Особо хотелось бы отметить двух участников, которые стали для нас настоящим открытием. Это, во-первых, Дарья Габелко - несмотря на детский возраст, она показала не только вокальные данные, но и незаурядный актерский талант. И, конечно, это Максим Осин, известный нам как звукорежиссер прошлогоднего Клезфеста. В этом году он, не прекращая выполнения своих звукорежиссерских обязанностей, познакомил нас со своим вокальным талантом. Его исполнение роли Ахашвероша стало одним из ярких моментов Пуримшпиля, а на самопрезентации проектов участников он не просто рассказал о своей и своих коллег работе по собиранию фольклора, но и превратил эту презентацию в остроумный, с добрым юмором, концертный номер.

Также следует написать хотя бы несколько слов о преподавателях и преподавании на Клезфесте. Вопрос этот не так прост, как может показаться с первого взгляда. Дело в том, что на Клезфесте не бывает так называемых "неиграющих" преподавателей, которые, к сожалению, еще встречаются в других местах. Преподаватель на Клезфесте - это обязательно человек, продвинувшийся дальше ученика на пути, по которому идут оба. В соответствии с этим в той или иной степени любой участник Клезфеста может выступать в роли преподавателя по отношению к любому другому участнику, делясь с ним своим опытом, причем процесс этот может происходить и без всяких объяснений, просто в практике совместного музицирования ( в частности, автор этого отчета благодарен контрабасисту Артему Коленчуку именно за такие безмолвные консультации в процессе совместной игры). Также и уроки официальных преподавателей заключаются не только в чтении лекций или в руководстве репетициями учебных ансамблей - не менее важно знакомство с их творчеством. И здесь нас также ждали открытия. Поразили нас выступления Лорина Скламберга (к нашему стыду, с творчеством этого замечального артиста мы не были знакомы ранее). Производить настолько глубокое впечатление, пользуясь настолько простыми музыкальными средствами, может лишь настоящий Мастер. А выступление Джошуа Горовица - причудливая смесь современного музыкального мышления со своеобразным и неповторимым звучанием кнопочного аккордеона XIX столетия - и при этом это была настоящая клезмерская музыка! Алексей Розов, скрипка в руках которого звучит как струнный оркестр... Алина Ивах, за две минуты на наших глазах создавшая с помощью музыкантов Клезфеста звуковую картину настоящего леса, а затем показавшую, как из этого природного звучания рождается мелодия... Не станем пытаться описывать творчество остальных преподавателей - некоторое начальное представление о нем можно получить, посетив официальный сайт Клезфеста. Но невозможно не написать о фортепианной композиции Аллы Данциг, органично синтезирующей стилевые особенности клезмерской, джазовой и академической традиций, а также о новой концертной программе Натальи Касянчик - с фрагментами этой программы мы познакомились на ее самопрезентации. Программа эта представляет своеобразную лекцию по истории мировой музыкальной культуры - только читает эту лекцию... домра!

Вообще писать о Клезфесте можно долго, и все равно не передать полностью, что же это такое - Клезфест. Поэтому предлагаем вашему вниманию небольшой фоторепортаж о нем. Приносим свои извинения всем тем, о ком мы хотели бы, но не смогли написать здесь, всем, не попавшим в кадр - на самом деле мы помним каждого, и помним, что Клезфест-2005, его неповторимая аура создавалась совместными усилиями всех. Еще раз спасибо всем организаторам и участникам за этот праздник!

ФОТОРЕПОРТАЖ С КЛЕЗФЕСТА-2005

ССЫЛКИ ПО КЛЕЗФЕСТУ


На главную страницу



Hosted by uCoz